Как адаптироваться к самой трудной четверти?

Закончились зимние каникулы с их праздниками, подарками, поездками… Следующие каникулы только весной. Начало учебы связано с непродолжительным, но очень важным периодом, периодом адаптации к школьным будням.

В отличие от сентябрьской у зимней адаптации есть свои особенности, которые важно знать и учитывать.

 

Краткие дни эйфории…

Как известно, человеку свойственно забывать неприятные события. Психологи называют это вытеснением, в народе говорят «время лечит», но так или иначе со временем все плохое постепенно забывается. Особенно после хорошего и достаточно продолжительного отдыха.

За время зимних каникул у детей накапливаются новые впечатления, которыми надо срочно поделиться с одноклассниками, и, конечно же, узнать кто, где и как отдыхал. Хочется общаться, дружить, ощущается легкая эйфория. Именно легкая. Поскольку зимние каникулы значительно короче летних, зимой не чувствуется особого прилива сил. Если после лета волна повышенного эмоционального настроения может охватить две-три недели, то зимой «эйфория» длится 2-3 дня, максимум – неделю. В этом различие летней и зимней адаптации, ее этапы значительно короче и переживаются менее интенсивно.

Следующая стадия - этап эмоционального спада. Он продолжается от нескольких дней до  полутора недель. А затем, наступает период эмоциональной стабильности, ровного настроения, которое наиболее благоприятно для работы.

 

Постепенно, сразу или с «нового листа»?

Как оказать помощь детям в период зимней адаптации?

Очень важно учитывать основные факторы, влияющие на этот процесс. В первую очередь, индивидуальные особенности и особенности возраста. Кому-то стоит предложить легкое и простое, а кому-то – с первых дней дать очень серьезное, требующее длительного времени задание. И таким образом с ходу включить в работу уверенного в себе, самостоятельного ребенка. А другому ученику, стремящемуся начать все «с чистого листа», можно предложить не сложную, но совершенно новую, необычную задачу. В этой ситуации к учительскому опыту полезно приложить знания психолога.

 

Провал в мотивации

 Ученики младших классов в силу своих возрастных особенностей проходят адаптационный период несколько острее (но и быстрее), чем старшеклассники. Ослабленность в это время превращается в частые болезни, мечтательность – в плохое настроение, конфликтность в драчливость.

Особо надо сказать о подростках, которые и так-то не отличаются высокой учебной мотивацией. А если посмотреть на эту проблему с точки зрения периодизации учебного года, то третья четверть – это самый низкий уровень учебной мотивации. Прежде всего, это касается тех ребят, которые успели накопить груз школьных проблем. Обычно к третьей четверти у них накапливается масса разочарований и обид, силы истощаются, а до годовых контрольных или экзаменов еще далеко и кажется, что все еще успеешь поправить.

 

Шанс для тревожного ученика.

Если в начале года в школе были приняты единые требования, то начало второго полугодия пройдет легче. Ребенок переступает порог школы и сразу вспоминает: синей ручкой пишем, две клетки отступаем, не рвемся без очереди в столовую… Поэтому в январе уж не требуется такая строгость и пунктуальность, как в начале учебного года.

Сейчас, может быть, учителям следует стать более гибкими. Банальная вроде бы вещь: исправление плохой отметки. Разрешить или не разрешить ученику переписать работу? Универсального ответа нет. Одному ученику важно твердо знать, что если он сейчас получит двойку – то эта отметка пойдет в журнал, тогда он максимально мобилизуется. А другому - что ему будет дан еще один шанс. Это особенно важно тревожным детям, детям с низкой самооценкой или еще не адаптировавшимся новичкам.

 

 

«Чего он возится?»

Как это ни странно, есть дети, которые с большим трудом включаются в работу и в середине года. Наиболее явно их проблемы проявляются во время самостоятельной работы. Учитель говорит: «У вас есть задание – начинайте работать…». И тут у некоторых детей начинается маята: ребенок достал ручку, переложил книжку, убрал что-то в портфель…

Учителю надо иметь в виду, что это часто происходит не потому, что ребенок несобранный или безответственный. Просто у него такая психологическая особенность: для того, чтобы включиться в работу необходимо некоторое время.

Детей с трудностями включения в школах немало. Они требуют повышенного внимания педагога. Однозначного совета на такой случай нет. Явная строгость в отношении такого ученика может привести к полному отказу от работы, слишком мягкий подход затянет процесс включения. Чтобы решить эту проблему, надо хорошо понимать особенности таких учеников. Например, они часто, не умеют планировать собственное время и силы, поэтому нуждаются в пошаговой инструкции. Ребенок должен четко понимать, с чего необходимо начать выполнение задания, в какой последовательности следует работать, чем должна завершиться работа.

 

Особенности семейного воспитания

Зима - это период когда дети ослаблены физически. И конечно, это сказывается и на учебе, на поведении, на настроении и на здоровье школьников.

Вообще, считается, что зимние сезонные заболевания приходятся на конец февраля - начало марта. Но если стоит не по-зимнему теплая погода, если на дворе дождь со снегом, слякоть, мало солнца - на улицу выходить не хочется. В такой ситуации родители, в основном мамы, часто позволяют детям сидеть дома, проводить время за телевизором или компьютером. Они мало двигаются, им не достает свежего воздуха. В этом случае сезонные заболевания могут начаться сразу после зимних каникул. Тем более, если ребенок уезжал отдыхать далеко от дома, например, в экзотическую, южную страну. Вот почему адаптация к школьной жизни после зимних каникул во многом зависит от особенностей семейного воспитания.

 

Эмоциональный спад …

Первое полугодие завершается на некотором эмоциональном подъеме. И это понятно: скоро Новый год, у ребят и учителей возникает особый предпраздничный настрой. А третья четверть, напротив, имеет тенденцию заканчиваться эмоциональным спадом. И это тоже легко объяснимо: она самая длинная, холодная и пронизана серыми рутинными буднями. Отметим в этой связи, что правильно поступают те школьные администраторы, которые в феврале делают дополнительные каникулы для учеников начальных классов.

И еще… Описанные принципы и подходы не являются обязательным руководством к действию. У каждого учителя свой профессиональный почерк, он сам может решить: какие рекомендации ему подходят, а какие – нет. Это решение зависит от многих обстоятельств, которые невозможно описать в небольшой заметке. Нашей задачей было лишь обратить внимание учителей и родителей на некоторые закономерности очередного этапа школьной жизни.

 

В. РОДИОНОВ, доктор педагогических наук