Особенности четвертой учебной четверти

Издание 1955 года Данилова М. А. «Четвертая учебная четверть в школе» является актуальным и на современном этапе учебно-воспитательной работы в школе. Его главы помогают классному руководителю и предметнику правильно выстроить воспитательную и учебную работу с обучающимися. Эта книга является настольной для многих учителей современных школ. Предлагаем познакомиться с ней всем педагогам.

Учебно-воспитательная работа в каждой учебной четверти характеризуется некоторыми особенностями. Своеобразие последней учебной четверти состоит в том, что учащиеся завершают усвоение нового материала по годовой учебной программе, закрепляют и систематизируют изученный материал. Таким образом, овладевают полным объёмом знаний, который определён программой по тому или иному учебному предмету для данного класса. Именно на протяжении этой четверти и, конечно, в период экзаменов, учащиеся активно воспроизводят и закрепляют в своей памяти основной учебный материал по годовой программе, а в выпускных классах — даже по программе за несколько лет. Ни в какую другую учебную четверть учащиеся не имеют в мобилизационной готовности такого большого объёма знаний по каждому учебному предмету, как в четвёртой четверти.

Повторение и систематизация знаний учащимися в конце года имеет очень важное значение для сознательного и прочного усвоения учебного предмета, для глубокого понимания важнейших закономерностей и ведущих идей науки. Объясняется это тем, что в течение первых трёх четвертей учащиеся изучали учебный предмет по частям и на каждый урок приходился сравнительно небольшой объём материала. Их внимание было приковано главным образом к тому или иному вопросу учебной программы. Повторение учебного материала, которое проводилось в году, обычно захватывало отдельные разделы, главы предмета, а не учебный предмет в целом. Поэтому они не вполне усвоили закономерности и идеи, которые являются выводом из всего материала по учебному предмету. В заключительном же повторении в конце учебного  года учащиеся на протяжении небольшого периода повторяют курс в целом, удерживают в памяти основное содержание учебного предмета, что даёт им возможность раскрыть наиболее существенные связи между изученными разделами, главами и подметить последовательность изложения материала в учебном предмете. Значит, заключительное повторение является важным средством овладения ведущими идеями курса, оно содействует повышению идейно-политического воспитания учащихся в процессе обучения. В то же время заключительное повторение обеспечивает прочность знаний учащихся. Учащиеся не могут, разумеется, прочно усвоить и удержать в памяти весь изученный за год материал, если не будет проведено заключительное повторение, являющееся важным средством укрепления их знаний. Именно в четвёртой четверти наряду с заключительным повторением проводится основательная проверка знаний, умений и навыков учащихся по предмету в целом и оценка их успеваемости за учебный год. Правильно поставленное заключительное повторение в классе в четвёртой четверти и самостоятельное повторение учебного материала учащимися в дни экзаменов по тем предметам, по которым утверждены экзамены, является хорошей школой развития их мышления, памяти и способности быстро воспроизводить необходимые знания.

Учебная работа в последней четверти требует от учащихся большого напряжении сил как на уроках, так и при выполнении домашних заданий. Особенно осложняется работа учащихся, имеющих пробелы и недостатки в усвоении знаний по учебной программе, Наряду с общей для всех учащихся задачей повторить пройденное им приходится выполнять задания по тем разделам программы, которые у них слабо усвоены.

Сложна и работа учителя в четвёртой четверти. Перед ним встают важные вопросы: как сочетать изучение нового материала с повторением ранее изученного, как организовать повторение пройденного и на что обратить главное внимание, чтобы учащиеся прочно повторили и систематизировали изученный материал без перегрузки домашними заданиями. Значительно более сложным, чем в предшествующие четверти, становится и вопрос о том, как сочетать классную фронтальную работу с индивидуальной помощью отдельным учащимся. И это понятно. Последняя четверть — самая короткая.  

 Задачи учебно-воспитательной работы в последней четверти заключаются в том, чтобы закончить планомерное изучение нового материала, обеспечить заключительное повторение всей учебной программы за год, подготовить учащихся к экзаменам  и правильно оценить качество знаний, умений и навыков каждого школьника за последнюю четверть и за год в целом. Успех работы в четвёртой четверти требует от учителя большого педагогического мастерства, настойчивости и чуткости в отношении к школьникам. От учащихся в четвёртую четверть требуется систематическая и самая внимательная работа на уроках и в домашних занятиях. Усиленные занятия требуются от всех школьников и в особенности от тех из них, которые пришли к четвёртой четверти с пробелами в знаниях и с не вполне хорошо выработанными навыками. Отсюда становятся ясными задачи воспитательной работы в четвёртой четверти: укрепление здорового режима школьников и планомерности в их учении, побуждение каждого школьника к старательному и плодотворному труду, создание общественного мнения коллектива учащихся по вопросу о необходимости всем успешно учиться и о товарищеской помощи наиболее слабым учащимся.