Иванова Светлана Антоновна

Иванова Светлана Антоновна

Краткая информация

Занимаемая должность:
Учитель математики
Категория:
Высшая
Педагогический стаж:
34 лет

Дополнительные сведения

Победитель всероссийского конкурса лучших учителей ЧР 2006 г.

Победитель всероссийского конкурса лучших учителей РФ 2008 г.

Победитель всероссийского конкурса лучших учителей ЧР 2010 г.



ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

Приоритетного национального проекта «Образования»



I. Общие сведения


Ф.И.О. автора опыта - Иванова Светлана Антоновна

II. Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта - Развитие познавательного интереса и формирование творческой активности учащихся с использованием элементов  прикладной и практической направленности.

Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.) - Противоречие между необходимостью формирования личности, обладающей коммуникативными способностями и готовностью к вхождению в мир и успешной жизнедеятельности в нем и недостаточным методическим обеспечением развития опыта творческой деятельности учащихся в процессе изучения математики. Становление и формирование данного инновационного педагогического опыта связано с включением активных форм обучения. В основу обучения положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Связь математики с жизнью человека, широкое привлечение жизненного опыта, примеров из окружающей действительности и развития его образного мышления. Использование новейших средств в обучении, в том числе интерактивных.       

Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.) - Ведущая педагогическая идея опыта заключается в совершенствовании процесса обучения и воспитания школьников  и организации учебного  процесса с использованием элементов творчества и проектной деятельности, ИКТ, так же примеров из окружающей действительности для активизации познавательной деятельности.

Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) - Создание условий, позволяющих целенаправленно и последовательно поддерживать инициативу, самостоятельность, ответственность, развивать адаптивные способности ученика в изменяющемся мире через формирование социально-коммуникативных умений посредством совершенствования работы. В процессе преподавания математики успешная реализация возможностей задач, выполняющих прикладные функции в обучении и приложение математической теории к практике, к жизни.

Формирование социально зрелой личности каждого обучающегося достигается посредством применения наиболее эффективных форм и средств обучения.

В образовательный процесс вводятся:

- система  работы в группах;

- решение творческих и нестандартных задач прикладного характера;

- выполнение творческих работ практической направленности;

- создание проектов;

- работа по развитию общепредметных компетенций. 


Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) - Условиями развития познавательного интереса и творческой активности учащихся являются изменение содержания обучения на основе усиления его мотивационного аспекта, прикладной направленности учебного материала и выбор адекватных форм его освоения.


Результат изменений - Активизация участия школьников в олимпиадах, на конференциях и творческих конкурсах различного уровня. Повышение качества знаний,  положительная динамика количества призовых мест в олимпиадах, на конференциях и творческих конкурсах, поступления в ВУЗы, высокий результат ЕГЭ.


Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте - в 2005/06 уч.г. - статья «Занятие кружка в 10-м классе по теме «Функции и их графики» с использованием русского фольклора;  в 2006/07 уч.г. – статья «Урок математики в 6-ом классе «Все действия с обыкновенными дробями» с использованием местного материала;  в 2007/08 уч.г. – статьи «Программа воспитания «Исток» и «Неделя чувашской национальной культуры в школе»;  все 4 статьи опубликованы на сайте Фестиваля http://festival.1september.ru,  на компакт-дисках и в сборниках тезисов; статьи «Математическая интерпретация узоров чувашской национальной вышивки» и  «Конкурс для девушек 5-9 классов «Хозяюшка» опубликованы в сборнике научных трудов «Профильное технологическое образование и перспективы его развития» (Чебоксары, 2006, с.146-154);   статья «Прикладная направленность на интегрированных уроках» опубликована в сборнике научных трудов «Совершенствование профессиональной подготовки студентов педвузов»  (Чебоксары, 2007, с. 40-43).



III. Описание инновационного опыта учителя


Вся учебная и воспитательная работа направлена на то, чтобы вырастить общительных, нравственно зрелых и развитых людей, способных найти свое место в жизни. В связи с этим перед собой  ставлю задачу теоретически обосновать и практически реализовать такое обучение, которое обеспечило бы формирование личностей, обладающих высокими духовными потребностями, развитыми познавательными способностями. Моя задача как педагога не только  дать учащимся математические знания, но  и сформировать у них коммуникативные, интеллектуальные, творческие умения, способствующие становлению и самореализации личности.

В связи с этим я разработала программы «Программа по математике для 5-11 классов общеобразовательной школы» и  элективного курса «Уравнения с двумя переменными»По этим программам предусмотрены регулярные творческие работы, позволяющие повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, продемонстрировать практические приложения математики. Мною предложен план творческой деятельности учеников. Деятельность учеников предусмотрена в рамках изучаемых учебных тем в каждом классе, предложены конкретные тематики творческих работ и цель, на которую они направлены. Уроки творческих работ несут глубокую практическую направленность, и ярко прослеживается связь с другими предметами.

Исследовательская и творческая деятельность кроме познавательного, развивающего значения важна с точки зрения социально-психологической адаптации личности учащегося, формирования успешности, подготовки к самостоятельной жизни.

Подготовлены  проекты использования национального регионального компонента «Математическая интерпретация узоров чувашской национальной вышивки», «Старинные русские и чувашские меры»; проекты экологического воспитания на уроках математики с использованием местного материала «Математика в мире животных» и «Математический заповедник», которые дают возможность развития в детях сопричастности к экологическим проблемам современности. Разработана «Программа воспитания школьников на традициях чувашского и русского народов «Исток».  К данной программе разработан проект  «Неделя чувашской национальной культуры в школе».

Моя работа предназначена не только для учеников, но и для родителей, которые заботятся об умственном развитии ребенка, а также будет полезна педагогам, как опытным, так и начинающим. Она интересна, разумна и не скучна, нацелена на творческое мышление, совершенствование в области математики. Каждая моя находка содержит в себе математическую основу и, несомненно, способствует  развитию познавательного интереса и творческой активности учащихся.

Работать над реализацией практической, прикладной направленности обучения надо очень серьезно, ведь она влечет за собой развитие познавательной активности учащихся. Перебрать десяток методов и выбрать нужный, перебрать десяток учебников, но думать самому, вечно изобретать, совершенствоваться. И все для того, чтобы разбудить детей, ввести их в царство мысли. Внедрение компьютерной техники в процесс обучения усилит его прикладную направленность. А вопросы синтеза проблемного обучения с компьютерным будут способствовать развитию информационной культуры учащихся.



IV. Экспертное заключение


Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений (формы распространения опыта) - Новизна данного опыта заключается в предложенном эффективном способе наполнения мотивационного аспекта содержания обучения математике, обладающим ярко-выраженной прикладной направленностью в соединении с технологией развития творческих способностей учащихся. Данный ИПО имеет общеметодический уровень практической значимости. Его результаты имеют практическую значимость при организации учебно-воспитательного процесса. Формы распространения ИПО: творческие мастерские, открытые уроки, мастер-классы.

Ф.И.О. эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес - Скворцов Сергей Васильевич, методист по информационным дисциплинам тел.:(883549) 2-14-92; e-mailobra@yaltch.cap.ru428380, Чувашская Республика, Яльчикский район, с.Яльчики, ул.Иванова,16.